Перевооружение 95-го мотострелкового полка 254-й мотострелковой дивизии на БМП-2 (в/ч пп 61484, Хаймашкер, Венгрия, 1988 г).
Южная группа войск получала БМП-2 последней. В советских мотострелковых частях на территории Польши, Германии, Чехословакии эти машины уже были с середины 80-х годов.
В 88 году 95-й полк был на БМП-1, прошедших немало полигонных дорог и довольно потрепанных. БМП-2 были только в батарее ПЗРК зенитно ракетно-артиллерийского дивизиона.
Еще одна машина была в 3-м батальоне. Это самая первая БМП-2, поступившая в ЮГВ для ознакомления, которая передавалась по воинским частям и в конце своего пути оказалась в нашем полку. Изредка выходила на показные занятия, больше стояла в парке с заклиненной пушкой. Специалистов по вооружению не было, первый выпуск офицеров-мотострелков с полным курсом изучения БМП-2 был только в 88 году.
В сентябре полк получил партию – 40 БМП-2. Машины новые, с завода-изготовителя, в идеальном состоянии и комплектации, самой последней модификации. Двигатель УТД-20С1 (с системой БФП, двухкорпусный фильтр тонкой очистки топлива), радиостанция Р-173, дополнительный приемник Р-173П, модифицированный прицел наводчика БПК-2-42, система вентиляции башни, система постановки дымовых завес 902В, система колейного минного трала КМТ-10.
Каждая машина комплектовалась 10-ю противонейтронными жилетами И-1. Шлемофоны только летние. Многие надписи на панелях были на английском.
Командирским решением машины распределили в каждую 3-ю роту батальонов (3,6,9 роты). Сразу возникло много вопросов по подготовке наводчиков-операторов и командиров машин. Вооружение, упражнения стрельб разные для БПМ 1 и 2, заниматься этим в одном батальоне сложно и не разумно. Через неделю все машины передали в 3-й мотострелковый батальон. В батальоне было 3 роты по 11 машин. В роте три взвода по три машины и две машины в отделении управления. Еще три во взводе связи и три в гранатометном взводе. Итого в батальоне – 39 БМП-2. 32 новые машины боевой группы были поставлены в боксы, нанесены бортовые номера которые начинались с цифры «5», загружен полный боекомплект пушки и пулемета. Дополнительно в десантных отделениях и на броне были закреплены ящики с патронами, ручными гранатами и выстрелами РПГ.
7 машин были получены из зенитного дивизиона и определены в учебно-боевую группу. 4 учебные машины были в 7-й роте (№ 571,572, 575, 576) и три машины в 9-й роте.
Старые БМП-1 батальона даже не сдавали в капитальный ремонт, сняли рабочие агрегаты, корпуса поставили на директрисы, учебные места и тактические поля. «Показную» БМП-2 сдали на завод в Житомире.
Началась подготовка экипажей. Наводчики и сержанты-командиры отделений приходили из учебной дивизии г.Николаева. При отборе солдат больше смотрели на характеристику, чем на знания и на первом этапе в батальоне было немало «универсальных солдат», учились на БМП-1, а служили на БМП-2.
Приехали гражданские спецы с завода, показали, как устранять задержки на пушке, расклинили все, что можно. В училище этому не учат. Просили побольше загрузить их работой, чтобы дольше была заграничная командировка.
Основная проблема возникла с проведением стрельб. Максимальная дальность полета снаряда 10300 м. С учетом зоны безопасности надо излетное пространство 15 км. Самый длинный венгерский полигон имел всего 8 км дальности. Первые стрельбы были только со спаренного пулемета ПКТ.
Для стрельбы из пушек было принято решение для начала возить экипажи на полигон в Союз. Мы не особо верили в этот замысел, но готовились.
Всё оказалось реальным. В марте 89 года наводчиков, сержантов и офицеров батальона (80 чел) доставили сначала на аэродром под Будапешт, далее военным самолетом ТУ-154 в Одессу, далее автоколонной за 250 км на Тарутинский полигон. Техника была местная. Отстреляли дневные и ночные упражнения. Была стрельба, которую провели вместе с десантниками из Болграда на одной директрисе. Их командир роты поставил три БМД-2 левее наших машин и по радиостанции с земли командовал экипажами. Пока мы загружали, у них был заезд.
После занятий обслужили машины и улетели назад. Командировка длилась 3 дня. Такими чартерами экипажи БМП-2 всех частей ЮГВ отстреляли за неделю.
Позже уже стреляли на своих полигонах. Полевые занятия батальона и штатная стрельба проводились на горном участке (47°12'17.7"N 18°04'45.3"E).
1989 г. Лейтенат Ефимов Юрий. БМП-2 №599, полигон Уймайор, Венгрия:
Мишени стояли у подножья горы, которая ловила все промахи и рикошеты. Стреляли с места, аккуратно, никакие ограничители для пушки не применяли. Экипажи готовили серьезно, бойцы тоже понимали важность задачи и относились к освоению техники соответственно.
В учебном центре были попытки поставить ограничители поворота башни, но они работали только в лабораторных условиях, во время стрельб все ломалось нежным солдатским сапогом.
Неприятных случаев было только 2, оба с участием офицеров. Первый – на ночной стрельбе механик криво поставил машину в окоп, командир взвода выполнял упражнение на месте наводчика, потерял ориентировку и отстрелял из пулемёта по боковому габаритному фонарю соседней машины слева. Пули постучали по башне, разбили прожектор, но всё обошлось, броня не подвела и с тех пор на всех ночных стрельбах из боевых машин всегда отключали боковые габариты.
Второй случай – случайный выстрел в парке из пушки БМП-2. Стрельнул командир взвода 8-й роты двумя снарядами по неопытности, хотел разрядить пушку перед сезонным обслуживанием. Машины стояли в боксах с полным боекомплектом, заряжай - стреляй. В парке было полно народу, но никого не задело.
Никаких расследований не было, главное - все живы. В целом освоение новой техники шло без потерь.
Техническая подготовка в полку была на очень хорошем уровне. Опытные зампотехи обучали и воспитывали всех, кто связан с техникой. За штурвалами и рычагами в движении сидели только в шлемофонах, буксировка только при закрытых люках. Про то, что надо отходить на двойную длину троса знал каждый солдат.
1989 г. Наводчик-оператор БМП-2 №577 рядовой Данилюк Геннадий. Хаймашкер:
Осенью 90 года служба в Венгрии закончилась, полк вышел в г.Луганск.
1991 г. БМП-2 №571 г. Луганск:
Учебная техника полка прибыла на Трехизбенский полигон, заброшенный после расформирования предыдущей дивизии. В полевом парке было несколько боксов без ворот, остатки зданий ПТОР и КТП. Жили в платках, восстанавливали участки, но и занятия проводились, боевая подготовка началась сразу после передислокации. Первые два года из БМП-2 не стреляли, в основном – вождение, танкодром был самым сохранившимся объектом.
Машины поддерживались в очень хорошем техсостоянии, внутри сухие, воздух не травили, масло не кидали, «с толкача» и впрыском бензина не заводили, все сидушки, ремешки, "крабы", ЗИПы в наличии, силикагель просушен. В любое время года заводи и едь, топливо - всегда полные баки. Парковая служба налажена, своя полевая кухня, солдаты всегда накормлены, баня регулярно в ближайшем селе.
1991 г. БМП-2 №571. Трехизбенский полигон:
1991 г. Учебно-боевая группа 3-го батальона 95 МСП. Трехизбенский полигон:
1991 г. БМП-2 №576, 598. Трехизбенский полигон:
1991 г. Контрольное занятие по вождению. На переднем плане командир взвода ст.л-т Ефимов Юрий, на дальнем – командир развед. роты к-н Харитонович Вячеслав:
1991 г. БМП-2 №572. При возвращении с ночных занятий по вождению механик не справился с управлением. В центре техник роты прапорщик Бас Виктор, справа техник роты прапорщик Назаренко. Трехизбенский полигон:
1992 г. Механики-водители учебных БМП-2 3-го батальона. Трехизбенский полигон:
1992 г. БМП-2 №576. Трехизбенский полигон:
1991 г. БМП-2 №571. Трехизбенский полигон:
Летом 92 года в полевом парке сгорела учебная БМП-2 9-й роты. Машина стояла в ожидании отправки в капремонт и потихоньку разбиралась для пополнения мелкого некомплекта. Спичка в солдатских руках стала причиной пожара, потушить не смогли. Со временем ее сдали в капитальный ремонт:
Далее началась передача техники и сокращение 254-й дивизии до 52-й бригады. В 2004 году бригада также расформирована. Техника передана в другие части и на базу хранения в г.Артемовске.
Автор: Олег Б.
Опубликовано: 3 мая 2021 г.